«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. На этой страничке сайта мы расскажем вам об обеспечении безопасности в нашем дошкольном учреждении. Основными направлениями деятельности по обеспечению безопасности в детском саду являются:

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

При организации работы по пожарной безопасности в ДОУ основными нормативными документами являются:
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп.);
Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации» (с изм. и доп.);
Приказ МЧС России от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».

Проведение мероприятий по выполнению требований пожарной безопасности при оборудовании образовательных учреждений нередко требуют больших материальных затрат. Поэтому понимая важность сложившихся ситуаций проводятся различные мероприятия, так в ДОУ обеспечено:


• автоматизированной пожарной сигнализацией и системой оповещения;
• необходимыми средствами пожаротушения;
• выполнение практических мероприятий капитального характера по ликвидации нарушений правил пожарной безопасности.



ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ

Для обеспечения безопасности воспитанников в детском саду осуществляются следующие мероприятия:


• инструктажи педагогических работников по охране жизни и здоровью детей;
• обучение коллектива действиям в чрезвычайных ситуациях;
• учебные тренировки по эвакуации воспитанников и персонала;
• беседы, занятия с воспитанниками, посвященные безопасности жизнедеятельности детей, основам пожарной безопасности и правилам поведения детей на дороге; Психологическая безопасность воспитанников обеспечивается и гарантируется:
— нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция о правах ребенка; Семейный кодекс РФ; Концепция дошкольного воспитания; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Устав ДОУ и др).
— сопровождением воспитательно-образовательного процесса трудовым коллективом ДОУ.


ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить — взрослый человек. И единственным способом — своим примером В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении ведется следующая работа:
— вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса рассматриваются на педагогических советах, собраниях трудового коллектива, административных совещаниях при заведующем;
— проводятся занятия, акции, досуги с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма совместно с сотрудниками ГИБДД. В целях повышения уровня защищенности в ДОУ разработан Паспорт дорожной безопасности учреждения.

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и коллектива ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса. Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ два раза в год проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом на случай угрозы террористического акта. Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов. Вызов экстренных служб с мобильных телефонов
010 – вызов пожарной охраны и спасателей
020 – вызов полиции
030 – вызов скорой медицинской помощи
040 – вызов газовой аварийной службы
Вызов экстренных служб через номер 112
Для экстренного вызова специальных служб также работает номер 112 на русском и английском языках.
Вызов с номера экстренного вызова 112 возможен:
— при отсутствии денежных средств на вашем счету
— при заблокированной SIM–карте
-при отсутствии SIМ-карты телефона

Приказами от 05.03.2015 г. № 10/1 и № 10/2 определены меры по обеспечению надёжной охраны здания, помещений и имущества, безопасного функционирования МБДОУ, своевременного обнаружения и предотвращения опасных ситуаций, поддержания порядка и реализации мер по защите воспитанников и работников в период их нахождения на территории и в здании МБДОУ.
В целях исключения нахождения на территории и в здании МБДОУ посторонних лиц, предотвращения несанкционированного доступа установлен следующий порядок пропуска:
- в здание и на территорию обеспечен только санкционированный доступ должностных лиц, работников, воспитанников с родителями (законными представителями) и транспортных средств;
- право санкционированного доступа имеют должностные лица обслуживающих организаций при предъявлении удостоверения личности;
- разрешён пропуск в здание посетителей по устным и письменным заявлениям должностных лиц МБДОУ и других организаций, подаваемых на пост охраны;
- проезд технического транспорта, транспорта для уборки территории и вывоза твердых бытовых отходов, завоза материальных средств и продуктов осуществляется согласно графику. Ворота открывают только по факту прибытия автомобиля;
- входы и выходы содержатся закрытыми на защёлки, засовы, свободно открывающиеся изнутри (согласно пропускному режиму).
В дневное время за безопасность ДОУ несет ответственность дежурный по учреждению, назначенный приказом, и администратор, в ночное время – сторожа.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Уважаемые родители!
Эта страница для Вас и ваших детей.

Правила для родителей

Ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения еще задолго до прихода в детский сад. Первые знания и опыт он получает из наблюдений за своими близкими, родителями. Поэтому очень важно, чтобы сами родители не только знали, но и придерживались в повседневной жизни правил дорожного движения. В детском саду ведется активная работа по изучению с детьми правил дорожного движения. Но только родители свои личным примером, оценкой поведения смогут перевести эти правила в норму поведения ребенка. Предложенные ниже рекомендации рассматривают типичные дорожные ситуации, на которые необходимо постоянно обращать внимание детей.
Главная опасность — стоящий автомобиль!
Стоящий автомобиль опасен: он может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода. Умейте предвидеть скрытую опасность!
Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу. Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.
И у светофора можно встретить опасность.
Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.
«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.
На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте оглядеться у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, , прислушаться — и только тогда переходить улицу. Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина! Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад — прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
На улице крепко держите ребенка за руку!
Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.
Арки и выезды из дворов — места скрытой опасности!
В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.
Помните!
Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.

Советы родителям.

Папа! Папа! Не забудь,
Меня к креслу пристегнуть!

Как часто приходится наблюдать такую картину: утром, мамы и папы завозят своих драгоценных детишек в детский сад. Малыш гордо базируется на переднем сидении автомобиля, рядом со счастливым отцом, и никто из них не пристегнут ремнем безопасности! Мамы в этом вопросе более «ответственны», они не забывают пристегнуть себя ремнем безопасности, а малыша пристроят на задние сидение. Ребенок предоставлен в дороге самому себе. В лучшем случае рядом с ребенком на заднем сидении сидит взрослый человек. Родители, жизнь детей вам не дорога? Покупая машину, автолюбители все чаще уделяют вопросу безопасности большое внимание: тормозная система, ремни безопасности, воздушные подушки и т.д. При аварийной ситуации у взрослых есть шанс остаться в живых. А дети, при столкновении, летят, как «пробки из бутылки». Помните, что удар длится десятую долю секунды, перегрузки при аварии увеличивают вес тела в десятки раз. Даже если ребенка держит на руках взрослый, его руки не смогут развить усилие в сотни килограммов. А если взрослый при столкновении еще и не пристегнут, то колоссальные перегрузки швырнут вперед и его. И он просто расплющит собой ребенка... Гарантия безопасности наших детей только одна — специальное автокресло. К сожалению, отечественные производители не выпускают детские автокресла. А импортные сиденья недешевы. Как правильно ставить детское кресло в автомобиле? Это зависит от возраста ребенка. Малыши до одного года обязательно должны ехать, полулежа и против хода! Разворачивать детское кресло по ходу движения можно, когда ребенок вырастет настолько, что его ножки станут упираться в спинку автомобильного сиденья. Как правило, это происходит к двум годам.
Внимание! При эксплуатации детского автокресла строго следуйте инструкции! Проконсультируйтесь по интересующим вас вопросам с продавцами магазина, ведь на кону жизнь ребенка!
Самое безопасное место в машине – за спиной водителя. Специалисты советуют: перевозить маленького пассажира именно там, а если взрослый держит ребенка на руках, то рекомендуют сесть боком на сиденье, спиной к дверце. Ребенка держите на коленях ножками вперед. Помните, что пункт 22.8 Правил дорожного движения гласит, что запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, и на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального удерживающего устройства.
Позаботьтесь о безопасности маленьких пассажиров! Удачи на дорогах!

«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВАШ РЕБЕНОК...»

В обстановке постоянно возрастающей интенсивности движения и роста количества ДТП без знаний правил дорожного движения пешеходам обойтись трудно. Разумнее начинать изучение ПДД задолго до того, как дети пойдут в школу.
Ребенок должен знать..
1. Дорогу из дома в детский сад.
2. Знать следующие правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, ходить спокойно, не толкаясь, говорить негромко и др.
3. Знать ряд дорожных знаков, их смысл и назначение (предупреждающие, запрещающие, указательные), работу светофора.
4. Знать правила поведения в общественном месте и транспорте: автобус ждать только на остановке, не трогать двери во время движения, не высовываться в окно, не выставлять руки в открытое окно, не вставать ногами на сиденье, не ходить по автобусу, не цепляться за движущийся транспорт.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители!
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
Всегда ли мы, взрослые, подаем ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в автобус? Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!
Учите ребенка:
не спешить при переходе улицы;
переходить дорогу только тогда, когда обзору ее никто не мешает;
прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки, тогда обзор улицы не будет ограничен. Часто приводит к несчастному случаю неосторожный переход улицы из-за стоящего транспорта.
Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным и внимательным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.
Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть улицы. Пешеход не видит идущий транспорт, водители не видят пешеходов.
Большую помощь в закреплении знаний дорожного движения вам окажут игры. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыграть различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно освоит правила поведения на улице.
Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения и сигналах светофора используйте:
- настольные игры: «Мы едем по улице», «Знаки не дорогах», «Учись вождению», «Юные водители», «Твои знакомые», «Говорящие знаки», «Светофор», «Три письма» и др.; -диафильмы: «О недопустимости шалости на улице», «О событиях возможных и невозможных», «Не играй на мостовой», «Дорожный букварь», «Однажды в городе», «Алеш-кин велосипед», «Дед Мороз - - регулировщик», «Приключения Ильи Муромца в Москве», «Дядя Степа — милиционер», «Похождения Тимы» и др.;
-детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном: «Скверная история», «Дядя Степа -милиционер» С. Михалкова; «Машина на нашей улице» М. Ильина и Сегала; «Знакомьтесь — автомобиль», «Законы улицы и дорог», «Дорожная грамота» И. Серебрякова; «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пишумова; «Красный, желтый, зеленый» А. Дорохова и др.;
-альбомы для раскрашивания: «Дорожная грамота», «Еду, еду, еду», знакомящие с дорожными знаками, их значением.

Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасности на улицах:

-понаблюдайте за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
покажите ребенку знаки, указатели дорожного движения, расскажите об их значении;
-предложите ребенку самому найти дорогу домой, когда берете его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т. п.;
чаще обращайтесь к ребенку во время движения по улице с вопросами, как, по его мнению, следует поступать на улице в том или ином случае, что означает тот или иной знак;
-объясните детям свое поведение на улице: причину остановок на тротуаре для обзора дороги, выбор места для перехода дороги, свои действия в разных ситуациях. Не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице.
Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила пользования им на улице, требуя неукоснительного выполнения. Ребенок должен усвоить: кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах — дворах, парках, скверах. Расскажите детям об ошибках велосипедистов, приводящих к ДТП.
Помните, что езда на велосипеде по дорогам детям до 14 лет запрещена. Нельзя сажать ребенка на раму или багажник, катая его на своем велосипеде. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должны быть сделаны специальные седло и подножки.
К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и транспорте:
• играй только в стороне от дороги;
• переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где их нет — на перекрестках по линии тротуаров;
• переходи улицу только шагом, не беги;
• следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу;
• посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо; • не пересекай путь приближающемуся транспорту;
• машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, всегда обходи так, чтобы был хороший обзор дороги, проезжей части; трамвай всегда обходи спереди;
• входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;
• не высовывайся из окна движущегося транспорта;
• выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги;
• не выезжай на велосипеде на проезжую часть;
• если ты потерялся на улице, не плачь, попроси прохожего взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой адрес.

Пожарная безопасность в детском саду и дома

Тот, кто хотя бы раз видел пожар, знает какое это страшное бедствие. Он не только губит материальные ценности, но порой уносит самое дорогое – человеческие жизни.
К сожалению, не только дети, а порой и взрослые имеют смутное представление о пожароопасных свойствах предметов, окружающих нас в жизни, и в большинстве случаев люди на пожарах, особенно дети, гибнут не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания. У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно прячутся под кровать, в шкафах, укромных уголках комнат, не пытаются бежать и тогда, когда двери не закрытые. Отыскать детей в задымленных помещениях порой бывает нелегко.
Примерно каждый восьмой пожар возникает от детской шалости с огнем, от их не умелого, не осторожного обращения с ним. В работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности необходимо отнестись со всей серьезностью. Если мы не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение правил пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических норм. Помочь им в этом обязаны мы – взрослые. Поэтому необходимо детям разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми и нагревательными приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения, вызвать пожарную помощь. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу правила пожарной безопасности. Преобладающим способом сообщения новых знаний является чтение стихов, рассказов, сказок, рассматривание рисунков, плакатов на противопожарную тему. В возрасте от четырех до семи лет дети часто в своих разнообразных играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их труд. Велика любознательность ребенка. Ему хочется, как можно скорее все узнать и испытать все самому. И, конечно, в первую очередь ребенка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым в детстве он встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь, горят дрова в печке – огонь, зажигается в комнате свет – огонь. Нельзя быть уверенным в том, что ребенок, оставшись один в доме (или в квартире), не решиться поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу в игрушечной печке, не заинтересуется примусом или керосинкой, не попытается по примеру родителей включить в электросеть плитку, чайник или другойэлектронагревательный прибор, не устроит костер, который он когда-то видел в лесу или в поле, и т. д. Это подтверждается анализом пожаров от детской шалости. При анализе причин рассмотренных пожаров напрашивается вывод, что виноваты в них не дети, а взрослые люди, которые вместо того, чтобы спрятать спички, лишить ребенка возможности пользоваться ими, часто превращают их а предмет игр и развлечений. Кому не приходилось видеть, как отец или мать, стремясь развлечь ребенка, дают ему поиграть со спичечными коробками, вместе с ним выкладывают из отдельных спичек различные фигурки, привлекают его внимание к шуму, который создается при встряхивании коробки, учат считать при помощи спичек, и иногда заставляют потушить пламя зажженной спички. Во всем этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, ищут, когда взрослых нет дома, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни. Пока ребенок не подрастет, спички, свечи, зажигалки, керосинки, электрические чайники, утюги, плитки и т. д. следует убирать в такие места, откуда он не сможет достать их. Причем прятать это нужно так, чтобы у ребенка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом. Особенное внимание следует обратить на недопустимость оставления спичечных коробок в местах,доступных для детей. Можно смело утверждать, что если бы взрослые надежно прятали спички, то 75% пожаров от шалости детей с огнем вообще бы не было. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого-либо другого занятия, когда взрослые не интересуются их играми или когда малышам предоставлена полная свобода играть и заниматься чем угодно. Особенно опасно оставлять детей одних в закрытых помещениях, квартирах или комнатах. В случае пожара они не могут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу, а оказать им помощь бывает затруднительно и порой даже невозможно из-за того, что поздно поступили сигналы о пожаре и не сразу были приняты меры по тушению огня. Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Не понимая грозящей им опасности, они чаще всего остаются дома и не пытаются даже выбежать на улицу. Отыскать же детей в обстановке развившегося пожара при высокой температуре и сильном задымлении – задача нелегкая. У детей, начиная с 4-7 летнего возраста, необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем. Рассказывая ребенку, почему нельзя играть с огнем, нужно стремиться к тому, чтобы он осознал, что спички – не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии людей. К беседе следует хорошо подготовиться и провести ее в доступной для ребенка форме, так как иначе рассказ может не вызвать у ребенка желательной реакции, а, наоборот, возбудит интерес к огню. Известно, что маленькие дети значительно легче и глубже усваивают знания, приобретают те или иные навыки, если объяснения взрослого сопровождаются показом. Немаловажное значение для воспитания навыков острожного обращения с огнем имеет воспитание у детей, начиная с раннего возраста, любви к порядку, бережливости и труду. Поступки и действия взрослых также имеют большое воспитательное значение. На ребенка сильнее всего действуют не слова и нравоучения, а примеры отца и матери. Уже этот факт, что взрослые всегда сами осторожны с огнем и не дают детям играть с ним, оказывает известное влияние на ребенка. Наоборот, если взрослые в присутствии ребенка бросают где угодно непотушенные папиросы и спички, пользуются для освещения зажженной бумагой, разжигают дрова в печке с применением керосина или бензина, то дети неминуемо будут этому подражать. Дома родители, а в дошкольном учреждении руководитель и воспитатели должны обеспечить безусловное соблюдение правил противопожарной безопасности всеми членами семьи и сотрудниками детского сада, строго поддерживать противопожарный режим и незамедлительно устранять любые причины, которые могут привести к возникновению пожара. Любые игры с огнем должны немедленно пресекаться. Вовремя остановить ребенка, удержать его от шалости с огнем – долг не только родителей, воспитателей, но и всех граждан. Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Наряду с другими нравственными качествами семья, детский сад, школа воспитывают у детей бережливое отношение к личному имуществу граждан. Привитие детям навыков осторожного обращения с огнем и безусловного выполнения правил пожарной безопасности составляют одну из сторон решения этой задачи. При повседневном и настойчивом контроле со стороны взрослых эти навыки со временем перейдут у детей в привычку, сохраняться на всю жизнь.

Оказание первой медицинской помощи

СОЛНЕЧНЫЕ ОЖОГИ
При солнечном ожоге помогает обычный питательный крем. Пораженные участки следует прикрывать от солнца, пока не пройдет краснота.
ТЕПЛОВОЙ УДАР
Симптомы теплового и солнечного удара: покраснение кожи, головокружение, головная боль, тошнота, общая слабость, вялость, ослабление сердечной деятельности, сильная жажда, шум в ушах, одышка, повышение температуры тела, в тяжелых случаях - потеря сознания.
Помощь при тепловом (солнечном) ударе:
- Немедленно поместите пострадавшего в тень или перенесите его в прохладное помещение.
- Снимите или расстегните одежду с верхней половины тела и уложите на спину, немного приподняв голову.
- Положите на голову холодный компресс.
- Оберните тело мокрой простыней или опрыскайте прохладной водой.
- Дайте пострадавшему обильное питье (прохладную, слегка подсоленную воду).
- Ни в коем случае не давать пострадавшему никаких лекарств, алкоголя и содержащих кофеин напитков (они вызывают обезвоживание).
- При обморочном состоянии поднесите к носу вату, смоченную нашатырным спиртом.
- Если состояние пострадавшего не улучшается через некоторое время или становится хуже - срочно вызывайте врача.
УТОПЛЕНИЕ
Сразу же после извлечения утонувшего из воды – перевернуть его лицом вниз и опустить голову ниже таза. Очистить рот от инородного содержимого и слизи. Резко надавить на корень языка.
Если есть рвотный рефлекс:
- продолжать вызывать рвоту и удалять воду из желудка и верхних дыхательных путей;
- вызвать «Скорую помощь».
Если нет рвотного рефлекса:
- повернуть на спину;
- убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии;
- приступить к реанимационным мероприятиям.
При появлении признаков жизни – перевернуть лицом вниз и удалить воду из легких и желудка.
- Вызвать «Скорую помощь».
- Недопустимо оставлять пострадавшего без внимания (в любой момент может наступить остановка сердца).
УКУСЫ ЖИВОТНЫХ
При оказании первой помощи пострадавшему от укуса животного не следует стремиться к немедленной остановке кровотечения, т.к. оно способствует удалению из раны слюны животного.
Рану промывают теплым мыльным раствором (хозяйственное мыло), кожу вокруг нее обрабатывают раствором антисептического средства (спиртовым раствором йода, раствором марганцовокислого калия, этиловым спиртом и др.), а затем накладывают стерильную повязку. Пострадавшего доставляют в травматологический пункт или другое лечебное учреждение. Вопрос о проведении прививок против бешенства решает врач.
УКУСЫ НАСЕКОМЫХ
Симптомы легкой реакции: болезненность, жжение, зуд, покраснение, небольшая припухлость.
Первая помощь при легкой реакции:
- Переместите пострадавшего в безопасное место, чтобы избежать новых укусов.
- Вымойте место укуса водой с мылом.
- Удалите жало, если оно осталось на месте укуса (оставляют только пчелы).
- Нанесите на место укуса кашицу из пищевой соды (смешайте 3 чайные ложки пищевой соды с 1 чайной ложкой воды).
- Положите холод (лед в полиэтиленовом пакете, завернутый в салфетку) на область укуса на 20 - 30 минут для уменьшения болезненности и отека.
- Дайте пострадавшему противоаллергический (антигистаминный) препарат.
Вызывайте незамедлительно скорую помощь, если:
- место укуса локализовано в ротоглотке (язык, щека, небо и т.д.);
- у пострадавшего есть симптомы тяжелой острой аллергической реакции;
- у пострадавшего ранее уже были острые аллергические реакции.
УКУСЫ КЛЕЩЕЙ
- Энцефалит клещевой - острая нейровирусная инфекция. Источник инфекции - иксодовые клещи, в организме которых паразитирует вирус.
- Передача инфекции происходит при укусе клеща, а также через коровье и козье молоко. Инкубационный период длится 10-12 дней.
- При обнаружении клеща нельзя его раздавливать или удалять с применением усилий. Необходимо наложить ватный тампон, смоченный растительным маслом на клеща. В течение 20-30 минут клещ отпадает сам или легко удалится при незначительном потягивании. Ранку следует обработать йодом и срочно обратиться в лечебное учреждение для проведения профилактики клещевого энцефалита.
ОТРАВЛЕНИЯ ЯДОВИТЫМИ ЯГОДАМИ, ГРИБАМИ, РАСТЕНИЯМИ
- При появлении первых симптомов отравления необходимо как можно скорее вызвать скорую медицинскую помощь, а до ее приезда следует оказать пострадавшему первую помощь
- Выведение яда из организма достигается вызыванием рвоты. Самый простой способ - выпить 5-6 стаканов слабого раствора марганцовки розового цвета или кипяченой воды с содой и вызвать рвоту надавливанием пальцем на корень языка. Процедуру желательно повторить несколько раз.
- При полубессознательном или бессознательном состоянии пострадавшего рвоту вызывать нельзя, так как может произойти попадание рвотных масс в дыхательные пути.
- Промывание желудка должно проводиться обязательно, даже через 3-4 и 10-12 часов после отравления. По окончании промывания желудка дать активированный уголь из расчета 1-2 таблетки на 1 кг веса.
- Пострадавшему рекомендуется постельный режим.
УШИБЫ ГОЛОВЫ
Уложить пострадавшего. Прикладывать компрессы с холодной водой к ушибу и сразу менять их, как только компресс согреется. Если у ребенка рвота, головокружение, головная боль, срочно вызвать скорую помощь: возможно сотрясение мозга.
ПРИ УШИБАХ
Покой, разгрузка поврежденной конечности. Наложить мягкую фиксирующую повязку на поврежденный сустав, пузырь со льдом в первые сутки. Не делать согревающих компрессов, не использовать раздражающих мазей и растираний.
Чтобы уменьшить боль, нужно обеспечить полный покой ушибленной части тела, придать ей возвышенное положение.
ПРИ РАСТЯЖЕНИЯХ
При растяжении, разрыве связок поврежденному суставу прежде всего необходимо обеспечить покой, наложить тугую повязку и для уменьшения боли прикладывать холодный компресс на протяжении 12-24 часов, затем перейти на тепло и согревающие компрессы.
ВЫВИХИ
Оказывая первую помощь пострадавшему на месте происшествия, нельзя пытаться вправлять вывих, т.к. это часто вызывает дополнительную травму. Необходимо обеспечить покой поврежденному суставу путем его обездвиживания. Необходимо приложить к нему холод (пузырь со льдом или холодной водой). При открытом вывихе на рану предварительно накладывают стерильную повязку. Нельзя применять согревающие компрессы. Вправить вывих должен врач в первые часы после травмы.
ПЕРЕЛОМЫ
При оказании первой помощи ни в коем случае не следует пытаться сопоставить отломки кости - устранить изменение формы конечности (искривление) при закрытом переломе или вправить вышедшую наружу кость при открытом переломе.
Пострадавшего нужно как можно быстрее доставить в лечебное учреждение. Предварительно необходимо обеспечить надежную транспортную иммобилизацию, а при открытом переломе еще и наложить на рану стерильную повязку. В случае сильного кровотечения необходимо принять меры к его остановке, например с помощью жгута кровоостанавливающего.
ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ
Перед оказанием первой помощи рекомендуется хорошо вымыть руки.
Временные способы остановки кровотечения зависят от вида, локализации и интенсивности кровотечения. При малых ранах и не сильных кровотечениях наложить давящую повязку. Давящую повязку накладывают следующим способом: на рану кладут стерильную повязку, поверх нее тугой комок ваты, а затем плотно фиксируют круговыми движениями бинта. Если давящая повязка не дает желаемого результата, то надо наложить артериальный кровоостанавливающий жгут. Это может быть специальный резиновый жгут, но можно использовать и резиновый бинт, резиновую трубку диаметром до 1,5 сантиметров, и даже брючный ремень, галстук. Жгут накладывают выше места повреждения, поверх одежды, подложив под него дополнительно мягкую прокладку. Затягивание должно быть минимальным, при котором кровотечение останавливается.
КРОВОТЕЧЕНИЯ ИЗ НОСА
Слегка наклонить голову ребенка, если он сидит, или повернуть в сторону, если он лежит. Нельзя сморкаться или задерживать нос платком. Можно приложить холод. Ребенка нужно успокоить, расстегнуть ему ворот, пояс, усадить со слегка откинутой головой и прижать крылья носа пальцами. Если это не поможет, можно носовые ходы плотно заложить тампонами из ваты, смоченными раствором перекиси водорода, а на переносицу положить кусочек льда, снега, завернутые в непромокаемую ткань. Если кровотечение не останавливается, ребенка доставить в медицинское учреждение.
ПОРЕЗАЛСЯ ИЛИ ПОЦАРАПАЛСЯ
Поврежденное место промыть раствором перекиси водорода. Края (только края) смазать йодом или зеленкой, наложить повязку, если ранка глубокая, кровоточит, обратиться к хирургу.
ПРИ ОЖОГАХ
В первый момент хорошо снимает боль локальная гипотермия (холод)
- опустить кисть в холодную воду. Пузыри - "волдыри" проколоть, удалив жидкость, но отслоившийся эпидермис не срезайте! Если ожог сильный, больше чем ладонь ребенка, - нужна срочная медицинская помощь. До приезда врача прикрыть поврежденное место стерильной повязкой. Ничем не смазывать, не присыпать!
ПРИ ОТРАВЛЕНИИ УГАРНЫМ ГАЗОМ
Во время пожара причиной гибели большей части жертв являются не ожоги, а отравления угарным газом. Пострадавшего, тем более потерявшего сознание, необходимо как можно быстрее вынести на свежий воздух, и при ослаблении или отсутствии естественного дыхания начать искусственное дыхание "рот в рот" или "рот в нос", как при утоплении! Необходима врачебная помощь!
ТРАВМА, ХИМИЧЕСКИЙ ОЖОГ ГЛАЗ
Наложить на травмированный глаз повязку. Если в глаз попала кислота, щелочь или какое-либо иное химическое вещество, немедленно промойте глаз обильным количеством воды. Во всех случаях немедленно обратитесь к врачу-окулисту.
ПРОГЛОТИЛ ЛЕКАРСТВО
Как можно скорее вызвать у ребенка рвоту, предварительно дав обильное питье, засунув в рот пальцы, обвернутые бинтом, и надавливая на корень язычка. Сразу уточнить, что за лекарство и в каком количестве проглотил ребенок. Быстрая сонливость, слабость, или наоборот, резкое возбуждение - признаки отравления. Немедленно вызвать скорую помощь!
ВЫПИЛ РАСТВОР КИСЛОТЫ, УКСУС
До приезда скорой помощи немедленно начинать поить ребенка чистой водой.
ПРОГЛОТИЛ МЯГКИЙ ПРЕДМЕТ
Если это круглый, гладенький предмет, можно не волноваться, он не повредит органов пищеварения, а выйдет через сутки с испражнениями. Но острый предмет может травмировать пищевод, желудок, кишечник. Если ребенок пожаловался на боли в животе - необходима срочная квалифицированная медицинская помощь. Ни в коем случае не давать слабительных! Кормить мягкой, обильной по объему пищей - тушеными протертыми яблоками, картофельным пюре, разваренной протертой кашей.
ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА МЯГКИХ ТКАНЕЙ
Опасность миграции швейных игл в мягких тканях сильно преувеличена, но тем ни менее, никогда не пытаться извлечь иглу самостоятельно, даже если от иглы на поверхности кожи осталась нить. Неподвижно зафиксировать конечность подручными средствами и обратитесь к хирургу.
ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА
Когда ребенку при вдохе или кашле что-нибудь попало вдыхательное горло, опустите его вниз головой и энергично похлопайте по спине. Если инородное тело попало в нос, заставьте ребенка высморкаться. Если же инородное тело находится глубоко в носу или в ухе, если ребенок проглотил острый предмет, следует сразу обратиться к врачу.
ОТМОРОЖЕНИЕ
При подозрении на обморожение пострадавшего необходимо доставить в теплое отапливаемое помещение. При этом важно не допустить быстрого согревания поврежденных участков тела. Переохлажденные участки, чаще руки или ноги, нужно оградить от воздействия тепла, наложив на них теплоизоляционные повязки из ваты, марли и клеенки (примерно семь слоев).
Большое значение при оказании первой помощи имеют мероприятия по общему согреванию ребенка (отпаивание теплым чаем, молоком). Обычно при обморожениях I степени данных мер оказывается достаточно.